Меню
16+

Муниципальное образование Назаровский район Красноярского края

27.05.2022 10:47 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Отчет по реализации Стратегии, по итогам 2021 года

ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Назаровского района до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Назаровского района Красноярского края от 30.04.2020 № 153-п, по итогам 2021 года

ОТЧЕТ
о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Назаровского района до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Назаровского района Красноярского края от 30.04.2020 № 153-п, по итогам 2021 года

Ежегодный отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Назаровского района до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Назаровского района от 30.04.2020 № 153-п (далее также – План и Стратегия соответственно), подготовлен в рамках мониторинга реализации документов стратегического планирования Назаровского района в соответствии с пунктом 3 статьи 6 федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Целью мониторинга является повышение эффективности функционирования системы стратегического планирования Назаровского района в части исполнения Плана, осуществляемого на основе комплексной оценки степени исполнения мероприятий Плана, а также повышение эффективности деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки ожидаемого результата от выполнения соответствующих мероприятий и ключевых событий.

План мероприятий направлен на достижение целей и выполнение задач, определенных в Стратегии.

В соответствии со Стратегией основной целью социально-экономического развития Назаровского района до 2030 года является «Повышение уровня и качества жизни жителей Назаровского района на базе опережающего роста конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий, эффективного использования инфраструктуры жизнеобеспечения, доступности современных сервисов (практик) самореализации».

Основная цель декомпозирована на три стратегические цели:

  1. Повышение комфортности сельской среды жизнедеятельности как важнейшего фактора привлечения и закрепления квалифицированных трудовых ресурсов.

В рамках указанной цели сформированы и реализуются мероприятия, направленные на решение следующих задач: укрепление и приумножение (через образовательное, культурно-нравственное и физическое развитие) человеческого капитала как основы и цели всех экономических и социальных преобразований, повышение уровня материального благосостояния жителей района, развитие транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры, способной повысить комфортность проживания на территории района и мобильность населения.

  1. Укрепление экономического потенциала района.

В рамках указанной цели сформированы и реализуются мероприятия, направленные на решение следующих задач: увеличения объема инвестиций, вложения их в развитие инфраструктуры территории, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, в развитие предпринимательства и новых векторов экономики.

  1. Рост социальной и экономической эффективности управления муниципальным образованием.

В рамках указанной цели сформированы и реализуются мероприятия, направленные на решение следующих задач: совершенствование системы управления муниципальными финансами, эффективное использование муниципального имущества, повышение уровня открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления, вовлечение населения в формирование и оценку реализуемых мер по социально-экономическому развитию территории.

По итогам 2021 года проведена оценка степени исполнения мероприятий по каждой из трех стратегических целей, а также общая оценка степени исполнения Плана на основе алгоритма, определенного Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Назаровского района и плана мероприятий по ее реализации, утвержденным постановлением администрации Назаровского района от 28.12.2015 № 434-п.

  1. Результаты оценки эффективности Плана по итогам 2021 года

Общая оценка эффективности Плана осуществляется по уровню достижения целевых показателей развития, на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных результатов, через оценку степени исполнения мероприятий в разрезе трех стратегических целей. 2021 год является вторым годом реализации первого этапа Стратегии.

С учетом того, что, ожидаемые результаты исполнения мероприятий определены в Плане на последний год каждого этапа, оценка степени исполнения мероприятий по итогам 2021 года представляет собой оценку достаточности достигнутого в 2021 году результата по каждому мероприятию для достижения запланированного результата на конец первого этапа Стратегии (ожидаемая степень исполнения).

Сведения о ходе выполнения мероприятий и оценка степени выполнения мероприятий, определенных в Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Назаровского района до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Назаровского района от 30.04.2020 № 153-п, представлены в приложение 1 к настоящему отчету.

Общая степень исполнения Плана по итогам 2021 года составила 74 % (минимальный предел не ниже 66,6%).

 

Рисунок. Степень исполнения Плана мероприятий в разрезе целей Стратегии по итогам 2021 года

 

Общее исполнение

 

 

 

 

 

93%

 

Плана мероприятий 74 %

72%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель 1

 

Цель 2

 

Цель 3

 

 

Наилучшие результаты по степени исполнения мероприятий Плана фиксируются по Цели 3 (рост социальной и экономической эффективности управления муниципальным образованием): степень исполнения – 93%. В рамках указанной стратегической цели ответственными исполнителями отмечено наличие риска недостижения запланированных результатов по направлению «Повышение открытости органов власти перед населением, привлечение населения к участию в социально-экономическом развитии района» в части увеличения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и населением муниципального образования, создания условий для повышения доходной базы бюджета муниципального образования и повышения эффективности муниципального земельного контроля.

Второе место по степени исполнения занимает комплекс мероприятий, направленный на достижение Цели 1 (повышение комфортности сельской среды жизнедеятельности как важнейшего фактора привлечения и закрепления квалифицированных трудовых ресурсов): степень исполнения – 72,0 %. В рамках указанной стратегической цели ответственными исполнителями отмечен риск недостижения запланированных результатов по направлениям:

- укрепление и приумножение (через образовательное, культурно-нравственное и физическое развитие) человеческого капитала как основы и цели  всех экономических и социальных преобразований в части стимулирования малоэтажного жилищного строительства в районе, реализации модели цифровой образовательной среды с использованием федеральной информационно-сервисной платформы, реализации в образовательных учреждениях района модели частно-государственных отношений, внедрения новой модели аттестации педагогических работников, поддержки самодеятельных и художественных (творческих) коллективов, укрепления материально-технической базы учреждений культуры, включая оснащение их автотранспортом, специальным современным оборудованием, повышения квалификации работников учреждений молодежной политики;

- повышение уровня материального благосостояния жителей района в части привлечения молодых специалистов в сельской местности (строительства жилья), улучшения условий труда в сельскохозяйственном производстве;

- развитие транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры, способной повысить комфортность проживания на территории района и мобильность населения в части обеспечения эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности населения;

Относительно комплекса мероприятий, направленных на достижение Цели 2 (укрепление экономического потенциала района), фиксируется степень исполнения на уровне 57,0 %. В рамках указанной стратегической цели ответственными исполнителями отмечен риск недостижения запланированных результатов по направлениям:

- наращивание объемов и конкурентоспособности производимой продукции в части оказания государственной поддержки гражданам, главам крестьянских (фермерских) хозяйств, содействия в развитии рынков сбыта производимой продукции, использования высокопродуктивных пород скота и птицы;

- развитие новых направлений экономической деятельности на территории в части содействия в реализации инвестиционного проекта по строительству спортивно-оздоровительного горнолыжного комплекса, привлечения инвесторов для строительства завода по переработке цеолитов, развития поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

  1. Анализ факторов, повлиявших на ход выполнения мероприятий Плана. Анализ рисков и последствий невыполнения мероприятий на достижение целей и задач развития Назаровского района, определенных Стратегией

Факторы, повлиявшие на ход выполнения мероприятий Плана, детализированы в сведениях о ходе выполнения мероприятий, определенных в Плане и отражены в приложение 1 к настоящему отчету.

Общий анализ указанных факторов показывает, что сдерживающее влияние на общее исполнение Плана оказывают, прежде всего:

- усиление демографических вызовов;

- высокий уровень безработицы;

- высокий уровень дотационности бюджета муниципального образования Назаровский район;

- низкая инвестиционная активность в районе;

- введение ограничений, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

Процессы естественного движения населения, выраженные в показателях рождаемости и смертности, позволяют оценить демографическую ситуацию в районе как не благоприятной. Демографическая тенденция в районе тесно связана с общими негативными факторами, определяющими направление естественного движения в целом в Российской Федерации, главным образом, со стороны рождаемости.

Для достижения национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения и повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет) Минтруд России совместно с Минздравом России, Минспортом России, Министерством просвещения России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализует национальный проект «Демография».

Национальный проект «Демография» носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и затрагивает сферы поддержки семей при рождении детей; создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей; создания условий для доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; здорового образа жизни; активного долголетия и повышения качества жизни пожилых; занятия физической культурой и спортом.

Определяющее значение в изменении численности населения в 2021 году имели миграционные процессы, происходящие в районе. Численность населения Назаровского района составляет: 2020 год –  21055 чел., 2021 год – 20626 чел., 2022 год – 20102 чел. При этом уровень безработицы по состоянию на 01.01.2022 года составил 0,9% и ожидается рост безработицы за счет сокращения численности работников в АО «Агрохолдинг Сибиряк».

Анализ рисков обеспечения роста численности населения в районе показывает, что возможно сохранение миграционного оттока населения из сельской местности, что обусловлено рисками недостижения запланированного результата по комплексу мероприятий, направленных на повышение комфортности проживания граждан в сельской местности, обусловленного недостаточной результативностью по обеспечение населения района доступной и качественной медицинской помощью, удовлетворении потребностей в доступном и комфортном жилье, повышение уровня материального благосостояния жителей района, содействие занятости населения, увеличение доли квалифицированного труда и высокопроизводительных рабочих мест на рынке труда.

В рамках решения задачи по обеспечению эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры отмечаются риски не выполнения мероприятий по капитальному ремонту котельных, сетей теплоснабжения, сетей водоснабжения, канализационных сетей, по улучшению качества водопроводной питьевой воды. Выполнение мероприятий осложняется отсутствием финансирования мероприятий за счет средств краевого бюджета в рамках государственной программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности».

Наблюдаются трудности в решении задачи по привлечению молодых специалистов в сельскую местность, в связи с отказом в финансировании мероприятий, связанных с получением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам либо с получением субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, по причине недостаточного объема средств в краевом бюджете. Кроме того на территории Назаровского района наблюдается уменьшение числа поступающих уведомлений от населения о планируемом строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

С целью создания условий для рационального и эффективного управления территорией района постановлением администрации Назаровского района от 29.10.2013 № 588-п утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Назаровского района», которой предусмотрены мероприятия обеспечивающие возможность предоставления земельных участков под все виды строительства, возможность выдачи разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.

По причине бюджетных ограничений, возникшие в связи с ухудшением экономической и эпидемиологической ситуации, возник риск не выполнения мероприятий по строительству площадок для сбора ТКО и организации вывоза жидких бытовых отходов, а также строительства полигона ТБО.

Существует риск недостижения значений в выполнении мероприятия по приобретению скота высокопродуктивных пород. На рынке ощущается острый дефицит высокопродуктивных животных. Начиная с 2015 года, правительство России прекратило субсидировать закупки импортного племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления. Полный отказ государства субсидировать покупку племенного материала за рубежом является преждевременным и нежелательным для развития племенного животноводства в России. В условиях отсутствия полноценного внутреннего рынка такой шаг значительно снижает рентабельность инвестиций в строительство крупных животноводческих комплексов. В связи с отсутствием финансирования закрыт проект АО Агрохолдинг "Сибиряк" по строительству молочного комплекса на 1000 дойных коров.

Выявлены факторы способствующие развитию инвестиционной деятельности на территории Назаровского района. А именно развивается инициативное бюджетирование на территории Назаровского муниципального района. Созданы группы инициативного населения, которые принимают участие в рамках ведомственной целевой программы «Современный облик сельских территорий» государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» с проектами, инициированными населением, с учетом инициативного бюджетирования.

Инициативный бюджет позволяет решить вопрос с источником финансирования мероприятий по разработке и утверждению проектной документации и подготовке заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости в отношении каждого объекта строительства, реконструкции, капитального ремонта в рамках реализации мероприятий проекта. Участие в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» позволяет сделать территорию Назаровского района более комфортной для проживания и в дальнейшем будет способствовать увеличению численности постоянно проживающего населения в Назаровском районе и отказаться от дотационного бюджета.

В настоящее время ведется работа по утверждению генеральных планов поселений. Фактически подготовлен к согласованию и утверждению АО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" проект генерального плана и проект внесения изменений в правила землепользования и застройки Верхнеададымского сельсовета и Павловского сельсовета. В 2022 году подана заявка по еще пяти сельсоветам района для участия в конкурсном отборе для распределения субсидий на подготовку документов территориального планирования и градостроительного зонирования (внесение в них изменений) Гляденского, Красносопкинского, Подсосенского, Сахаптинского, Степновского сельсоветов и на разработку документации по планировке территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта "Водопровод, водозаборное сооружение с устройством водоочистного комплекса в п. Красная Сопка" в рамках государственной программы Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан".

Еще остается слабой стороной профессиональное кадровое обеспечение и отсутствие рабочих мест. Существует риск не выполнения мероприятия по созданию рабочих мест в сельскохозяйственной отрасли. Показатель будет достигнут в случае реализации текущих инвестиционных проектов, реализуемых ЗАО "Назаровское". А именно: проект "Строительство цеха гранулирования комбикормов на две линии" (30 новых рабочих мест, период реализации 2018-2022 годы), проект "Строительство зерносушилки конвейерного типа" (4 новых рабочих места, период реализации 2021-2022 годы).

С целью развития новых направлений экономической деятельности на территории Назаровского муниципального района в Стратегии предусмотрено выполнение мероприятий с целью оказания содействия в реализации инвестиционного проекта по строительству спортивно-оздоровительного горнолыжного комплекса и привлечения инвесторов для строительства завода по переработке цеолитов. Велика вероятность, что данные проекты не будут реализованы в период 2020 – 2022 годы. В связи с этим, администрация Назаровского района совместно с ЗАО «Назаровское» подали заявку на участие в конкурсе с проектом комплексного развития поселка Павловка. Срок реализации проекта комплексного развития 2022-2027 годы.

В рамках реализации проекта комплексного развития планируется произвести ремонт в здании школы, детского сада и сельского дома культуры, благоустроить центральную улицу с. Павловка и установить водоочистные сооружения в с. Сютик и в с. Новониколаевка на общую сумму 160000 тыс. рублей. Кроме того проект включает в себя модернизацию роботизированного коровника на 1200 голов на сумму 1200000,00 тыс. рублей. По итогу реализации данного проекта будут создано 40 новых рабочих мест в сельскохозяйственной отрасли и 5 рабочих мест в социальной сфере. Данный проект содействует занятости населения, увеличению доли квалифицированного труда и высокопроизводительных рабочих мест на рынке труда.

Следует отметить, что на федеральном уровне в 2020-2021 годы не разработана и еще не реализуется модель цифровой образовательной среды, позволяющей развивать неформальное и "горизонтальное" образование, формировать цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы. Данный факт отрицательно влияет на ход выполнения мероприятий Плана.

Определенное негативное влияние на реализацию долгосрочного плана оказало ухудшение экономической и эпидемиологической ситуации, сложившейся в 2020 и 2021 году.

  1. Предложения по корректировке Плана

При подготовке отчетной информации о ходе исполнения мероприятий Плана ответственными исполнителями представлены предложения по корректировке ожидаемых результатов по отдельным мероприятиям Плана, в отношении которых сложилась высокая вероятность не достижения запланированных результатов. Данные предложения отражены в приложение 1 к настоящему отчету.

Решение об их учете при корректировке Плана будет принято при отсутствии расхождений указанных предложений с редакцией Стратегии.

9