Меню
16+

Муниципальное образование Назаровский район Красноярского края

18.04.2016 11:35 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Правоприменительная практика (1 квартал 2016 года)

ОБЗОР

правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений

за первый квартал 2016 года

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008         № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

Во исполнение вышеназванной нормы в администрации Назаровского района  были рассмотрены следующие  судебные решения за 1  квартал 2016 года (по данным ГАС «Правосудие»).

1. Соблюдение требований законодательства о муниципальной службе:

1.1. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 №  25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

 

15 марта 2016 г. Слободским районным судом Кировской области вынесено решение по делу № 2-113/16.

Слободской межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к муниципальному образованию «город Слободской» в лице администрации города Слободского о признании бездействия администрации города Слободского незаконным, отмене распоряжения администрации города Слободского и расторжении трудового договора,

 В обоснование своих требований прокурором указано, что в августе <данные изъяты> года в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлены факты предоставления заместителем главы администрации г. Слободского Шутовым А.Г. неполных и недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — сведения). В частности, при предоставлении сведений о доходах при приеме на работу на вышеуказанную должность ДД.ММ.ГГГГ в сведениях за <данные изъяты> год им не указаны в разделе 1 справки доходы от продажи автомобиля в сумме <данные изъяты> рублей. Кроме того, Шутовым А.Г. при предоставлении сведений за <данные изъяты> год в разделе 5.1 справки на свою супругу ФИО1 не указаны сведения об ее участии в коммерческой организации как учредителе ООО «<данные изъяты>» с долей участия 100%. По данным фактам в августе <данные изъяты> года межрайонной прокуратурой в адрес администрации г. Слободского было внесено представление об устранении выявленных нарушений, а также о решении вопроса об увольнении Шутова А.Г. с муниципальной службы в связи с утратой доверия, которые являются грубыми и могут повлечь за собой коррупционные проявления. Данное представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ комиссией по урегулированию интересов администрации г. Слободского, которой не рекомендовано увольнять заместителя главы администрации Шутова А.Г. ввиду отсутствия умысла в сокрытии доходов. Тем самым вопрос об увольнении последнего с муниципальной службы решен не был. За допущенные нарушения к Шутову А.Г. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Судом принято решение удовлетворить требования прокурора и признать незаконным бездействие муниципального образования «город Слободской» в лице администрации города Слободского в части непринятия мер по расторжению трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Шутовым А.Г.; отменить распоряжение администрации города Слободского Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О дисциплинарном взыскании Шутову А.Г.».; обязать муниципальное образование «город Слободской» в лице администрации города Слободского расторгнуть трудовой договор № с муниципальным служащим, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с Шутовым А.Г., в связи с утратой доверия.

Основаниями для принятия решения явилось следующее:

Замещаемая Шутовым А.Г. должность заместителя главы администрации города Слободского (в настоящее время – первого заместителя) входит в Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые и замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно положениям статьи 15 Закона о муниципальной службе граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, а также муниципальные служащие, замещающие указанные должности, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения предоставляются в порядке и по форме, которые установлены для предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 15 Закона Кировской области от 08 октября 2007 года № 171-ЗО «О муниципальной службе в Кировской области» (далее – Закон области о муниципальной службе), а также статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 13 Закона о муниципальной службе гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Согласно положениям статьи 8 Закона о противодействии коррупции граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и лица, замещающие указанные должности, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Невыполнение указанной обязанности, а также предоставление недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную или муниципальную службу и правонарушением, влекущим освобождение гражданина от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы (части 8, 9 статьи 8 Закона о противодействии коррупции).

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

В то же время, статьей 13.1 Закона о противодействии коррупции прямо предписано, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае — непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (пункт 2 части 1 данной статьи).

Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 15 Закона о муниципальной службе, а также в статье 15 Закона области о муниципальной службе, в которых указано, что непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

При этом, в силу части 2 статьи 3 Закона о муниципальной службе на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе.

Кроме того, запрет находиться на муниципальной службе в связи с вышеназванными нарушениями антикоррупционного законодательства закреплены и в локальном акте муниципального образования – Положении о муниципальной службе муниципального образования «город Слободской», утвержденном Слободской городской Думой № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 9 статьи 13) (далее – Положение о муниципальной службе).

    Указанные нормы закона по своей сути являются императивными.

    При этом, статьей 27.1 Закона о муниципальной службе предусмотрено, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 27.1 Закона).

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 27.1 Закона).

По смыслу вышеназванных норм закона прекращение муниципальной службы является единственным установленным способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Федеральное законодательство однозначно устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений к соблюдению антикоррупционного законодательства недопустимость продолжения трудовых отношений.

1.2. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Мировым судьей судебного участка № 35 Подосиновского судебного района Кировской области по делу об административном правонарушении вынесено постановление от 22 января 2016 года.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 35 Подосиновского судебного района Кировской области от 22 января 2016 года Третьяков А.И. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. за привлечение к трудовой деятельности ФИО1 с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ст. 19.29 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

Согласно требованиям данной статьи гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 3-4 Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — гражданин), в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме. Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.

Аналогичные положения закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ руководитель обособленного подразделения ООО «Жешартский ЛПК» Третьяков А.И. привлек к трудовой деятельности ФИО1, которая ранее занимала должность заместителя главы администрации Демьяновского городского поселения Подосиновского района Кировской области.

Должность заместителя главы администрации Демьяновского городского поселения Подосиновского района Кировской области была предусмотрена перечнем должностей муниципальной службы в администрации,утвержденным распоряжением администрации Демьяновского городского поселения № 51 от 29.10.2012 года. Данная должность предусмотрена и действующим в настоящее время перечнем утвержденным распоряжением администрации Демьяновского городского поселения № 51 от 29.10.2013 года.

Следовательно лицо, принявшее решение о допуске к трудовой деятельности ФИО1 обязано направить письмо представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.

Соответствующая информация не была направлена Третьяковым А.И. в администрацию Демьяновского городского поселения и факт привлечение к трудовой деятельности ФИО1 с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлен в ходе судебного разбирательства.

2. О выполнении требований федерального законодательства о противодействии коррупции:

2.1. несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, связанных муниципальной службой является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

 

Шатровским районным судом Курганской области от 24 ноября 2015 года, принято решение в удовлетворении исковых требований Шатрова А.Г. о признании незаконным распоряжения главы администрации Шатровского района Курганской области № от 07.10.2015 о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и взыскании с администрации Шатровского района Курганской области компенсации морального вреда в сумме <...> рублей, отказать.

Как следует из решения Шатров А.Г. обратился в суд с иском к Администрации Шатровского района о признании распоряжения Главы администрации Шатровского района Курганской области незаконным и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указывал, что с 07.09.2011 является муниципальным служащим, проходящим службу в Администрации Шатровского района в должности ведущего специалиста отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, мобилизационной работе и взаимодействию с правоохранительными органами Администрации Шатровского района. Распоряжением Главы Администрации Шатровского района от 07.10.2015 № он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора на основании протокола комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации Шатровского района от 28.09.2015. Указанное распоряжение считает незаконным, поскольку никакой дополнительно оплачиваемой работы он не выполнял. Иная оплачиваемая работа осуществляется в свободное от основной работы время, в соответствии с требованиями трудового законодательства о работе по совместительству. Полагал, что такие признаки в его действиях отсутствуют.

 На основании договора № 1 от 12.09.2015, заключенного между ним и участковой избирательной комиссией избирательного участка №, он сдавал принадлежащее ему транспортное средство ВАЗ 2010740 государственный регистрационный знак № в аренду с экипажем. За аренду автомобиля 13.09.2015 в выходной день, согласно заключенному выше договору, ему была выплачена арендная плата. Указывал, что сдача в аренду имущества не является выполнением какой-либо работы, поэтому в силу закона на нем не лежала обязанность предварительно письменно уведомлять своего работодателя о сдаче имущества в аренду. Кроме того, указывал, что у работодателя не разработан, не определен и не утвержден соответствующий нормативно-правовой акт, который определял бы порядок уведомления муниципальным служащим представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы. Поскольку примененное к нему взыскание считал несоответствующим закону, полагал, что ему причинен моральный вред, который он оценивает в <...> рублей.

Основаниями для принятия решения явилось следующее:

Часть 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определяет, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Аналогичные положения предусмотрены в ст. 192 ТК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Муниципальный служащий не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это повлечет конфликт интересов, то есть возникнет ситуация, когда личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами общества, способное привести к причинению вреда этим интересам (ст. 14.1 комментируемого Закона). Муниципальный служащий не вправе исполнять иную работу, если это повлечет нарушение запретов и ограничений, установленных ст. 13, 14 комментируемого Закона.

Если выполнение иной оплачиваемой работы не подпадает под указанные выше запреты, муниципальный служащий может ее осуществлять при условии предварительного письменного уведомления представителя нанимателя (работодателя). Следуя буквальному толкованию нормы закона, предварительное уведомление необходимо понимать как уведомление, поданное до того, как фактически возникли трудовые правоотношения, то есть до того, как лицо подписало трудовой контракт либо фактически было допущено к работе (ст. 61, 67 ТК РФ).

Из материалов дела следует, что Шатров А.Г. с 07.09.2011 является муниципальным служащим, проходящим службу в Администрации Шатровского района в должности ведущего специалиста отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, мобилизационной работе и взаимодействию с правоохранительными органами Администрации Шатровского района.

Из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов к Администрации Шатровского района № 3 от 28.09.2015 следует, что Шатров А.Г. не уведомил предварительно в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) об иной оплачиваемой работе, что является несоблюдением муниципальным служащими ограничений и запретов, требований к служебному поведению. Комиссией рекомендовано применить к Шатрову А.Г. меру ответственности согласно ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Статьей 632 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Из анализа данной нормы следует, что договор аренды транспортного средства с экипажем представляет собой гражданско-правовую сделку, предметом которой является транспортное средство, а содержанием — правоотношения, связанные с владением и пользованием арендатором предметом договора аренды в течение срока, указанного в договоре аренды, а также с обеспечением со стороны арендодателя перевозки пассажиров, груза, багажа и т.п. объектов, в целях перевозки которых заключен договор аренды.

Договор аренды транспортного средства с экипажем является возмездным, поскольку транспортное средство, а также услуги, связанные с перевозкой тех или иных объектов и с обеспечением технической эксплуатации транспортного средства и управлению им, предоставляются за плату, размер которой устанавливается в данном договоре аренды.

Поскольку данная возмездная сделка заключена истцом без письменного уведомления работодателя последним, Шатров А.Г. обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности.

3. О выполнении требований федерального законодательства о противодействии коррупции:

3.1. о выполнении требований федерального законодательства  по разработке и принятии нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями, организациями

3.1.1. Решением суда Волжского районного суда Самарской области 11 января 2016 года     удовлетворено  исковое заявление прокурора Волжского района Самарской области в интересах РФ, неопределенного круга лиц к МУП «Имущество» Волжского района Самарской области о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции. Суд обязал Ответчика МУП «Имущество» Волжского района Самарской области разработать и принять меры по предупреждению коррупции в организации.

Судом установлено, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения МУП «Имущество» Волжского района Самарской области требований федерального законодательства о противодействии коррупции.

Согласно ст.2 ФЗ РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а так же нормативно правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативно правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона № 273-ФЗ, противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 3 Закона № 273-ФЗ говорит, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В соответствии со ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции», организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Данные положения распространяются на все организации (юридические лица).

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Во исполнение вышеуказанных норм, а так же подпункта «б» п.25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» в целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социального развития Российской Федерации 08.11.2013 года утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Целью данных рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно — правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Методические рекомендации, согласно позиции Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в первую очередь рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.

 В нарушении вышеуказанных правовых норм в МУП «Имущество» меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты, надлежащая работа в указанном направлении не ведется.

В частности, в организации должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, не определены, меры, направленные на недопущение составления неофициальной отчетности, и иные меры по предупреждению коррупции, не приняты.

Таким образом, неисполнение МУП «Имущество» требований законодательства о противодействии коррупции способствует коррупционным проявлениям, нарушает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Следовательно, в силу приведенных положений действующего законодательства, ответчик допустил нарушение требований Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3.1.2. Грязинским городским судом Липецкой области администрацию сельского поселения Двуреченский сельсовет Грязинского района Липецкой области возложена обязанность в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда разработать муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок выкупа лицом, замещавшим должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сданного подарка, полученного им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, направив проект в Грязинскую межрайонную прокуратуру Липецкой области для осуществления антикоррупционной экспертизы.

Грязинский межрайонный прокурор Липецкой области Никитин М.Е. обратился в суд с иском в интересах РФ, муниципального образования, ссылаясь на те обстоятельства, что ответчиком не исполняются требования законодательства о противодействии коррупции, а именно отсутствует муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок выкупа лицом, замещавшим должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сданного подарка, полученного им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием.

          Основаниями для принятия решения суда являлось следующее:

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конвенции против коррупции, принятой Генассамблеей ООН 31.10.2003 и ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 №40-ФЗ, каждое государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

На основании ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» противодействие коррупции это деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Правовую основу противодействия коррупции, составляют, в том числе, и муниципальные правовые акты (ст. 2).

В соответствии со ст. 3 Закона, противодействие коррупции в РФ основывается на ряде основных принципов: законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, комплексном использовании организационных, информационно-пропагандистских, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, которые осуществляются в пределах полномочий (п. 4 ст. 5 Закона).

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 "О противодействии коррупции" лицо, замещавшее должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 12 ФЗ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в основные обязанности муниципального служащего входит: соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы в соответствии п.5 ч. 1 ст. 14 ФЗ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замешает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ.

 

В силу ст. 575 ГК РФ запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Суд пришел к выводу, что неисполнение вышеприведённых требований федерального законодательства приводит к нарушению законности.

3.1.3. Решением Кусинский районный суд Челябинской области от 29 января 2016 года удовлетворено административное исковое заявление прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц..  Признано незаконным бездействие администрации Кусинского городского поселения по не разработке административных регламентов в сфере земельных отношений, несоответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», нарушающим права неопределенного круга лиц. На администрацию Кусинского городского поселения возложена  обязанность в течение трех месяцев разработать административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг: «<данные изъяты>».

Основаниями для принятия решения явилось следующее:

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

В силу пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее Закон) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее — муниципальная услуга), — деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее — орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Закона административный регламент — нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В силу статьи 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения; стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

В силу пункта 14 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

 

3.2. о выполнении требований федерального законодательства о публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, бездействии должностных лиц

 

3.2.1. Смоленский районный суд Смоленской области 22 марта 2016 года удовлетворен иск прокурора Смоленского района Смоленской области к Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности по опубликованию на официальном сайте в сети «Интернет» информации об обращениях граждан и юридических лиц . на Администрацию Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области возложена обязанность по опубликованию на официальном сайте (stab.smol-ray.ru.) обзора обращений граждан и юридических лиц за апрель-декабрь 2015 года, а также обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решения принято с учетом следующего:

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ       «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Закон) одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу ч.1 ст.9 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.10 государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

На основании с ч.1 ст. 13 Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а)    порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе

представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б)    фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в)    обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в сети «Интернет» размещена не вся информация о деятельности органа местного самоуправления Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, не размещены обзоры обращений граждан и юридических лиц за апрель-декабрь 2015 года, предусмотренные п.«в» п.9 ч.1 ст.13 Федерального закона от 9.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями с сайта stab.smol-ray.ru. от __..__..__.

Таким образом, указанные нарушения противоречат ст.3 Федерального закона от 25.12.08 №273 «О противодействии коррупции», согласно которой одним из принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также п.7 ст.7 названного Закона, согласно которому одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

3.2.2. Лабинским районным судом Краснодарского края 09 февраля 2016 года вынесено решение согласно которому признано незаконным бездействие администрации Вознесенского сельского поселения муниципального образования Лабинский район по не размещению на официальном сайте администрации (www.spvozn.ru) предусмотренной п.п.7,8 ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8 ФЗ (с изм. от 01.12.2014 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». На администрацию Вознесенского сельского поселения МО Лабинский район возложена обязанность по незамедлительному размещению на сайте администрации Вознесенского сельского поселения (www.spvozn.ru), информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления: о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; о квалификационных требованиях к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; об условиях и результатах конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, а так же статистических сведений об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности административного искового заявления и подлежащим его удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

В соответствии со ст.218 КАС РФ, решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Из справки от 18.12.2015года следует, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведен анализ информации, размещенной на официальном сайте администрации Вознесенского поселения Лабинского района(www.spvozn.ru).

Данной проверкой установлено, что администрацией Вознесенского сельского поселения на официальном сайте не размещена информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления; о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; о квалификационных требованиях к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; об условиях и результатах конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, а так же статистические сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п.1 ст.4 данного закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции.

 

Принцип публичности и открытости предусматривает обнародование любых сведений, касающихся вопросов организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением сведений и данных, по отношению к которым установлены специальные права распространения (сведения, относящиеся к государственной тайне, персональные данные гражданина и т.п.).

Отсутствие официальной информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления ограничивает право неопределенного круга граждан, проживающих на территории муниципального образования, на получение сведений о порядке поступления граждан на муниципальную службу; о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; о квалификационных требованиях к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; об условиях и результатах конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, на доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, гарантированной Федеральным законом от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

394